=[Элли]=

Дзенский подарок


Мода на восточные сады, наверное, извечна.Тем более для европейцев. Особенно жителей мегаполиса. Как обрестипокой в море повседневных стрессов и проблем? Один из способов,проверенных тысячелетиями, – сад камней – идеальное пристанище и дляутомленного взора, и для измученного суетой и частыми неурядицами духа.

Камень и несколько веток бамбука – нередко этого вполне достаточно,чтобы передать атмосферу классического японского сада. Впрочем, несекрет, что в Японии существуют и сады, созданные исключительно изкамней, без единого растения. Встречаются и такие, в которых главнуюроль играет вода. В частности, на востоке Японии широко распространенытак называемые пейзажные сады, в которых композиция строитсяисключительно вокруг водоема. Островки, мостики, группы деревьев,каменные пагоды, фонари и прочие атрибуты восточного сада – все этостановится лишь дополнением к философии, которую несет в себе воднаягладь.

Так или иначе, несмотря на многообразие японскихсадов, в основе всех их – попытки подражания естественной натуре.Искусно переданная в миниатюре красота водных просторов и горныхпейзажей создает умиротворяющую атмосферу. Все здесь подчинено общейстройной системе и исполнено глубокого смысла, призванного олицетворятьвсепоглощающую силу природы и ее божественную нетленность.Выразительная неподвижность японского сада словно символизирует собойбесконечность времени; каменные нагромождения хранят безмолвноевеличие, растения же выступают своего рода оппонентами и носителямижизни с ее постоянным движением и обновлением.

За длительный путь развития садово-парковогоискусства Японии здесь сформировались не только разные типы садов,такие как сад камней или сад мхов, сад воды или пейзажный. Ихмногообразие история в не меньшей степени упорядочила и по назначению,и по характеру рельефа, и по сложности композиционного построения, и т.д. Дворцовые и храмовые, сады чайной церемонии и сады у жилого дома,плоские и холмистые – все они так или иначе связаны с трактовкойокружающего мира и попытками изобразить природу в ее идеальномсостоянии. Достигается это по-разному. Некоторые небольшие садики,площадью всего в несколько квадратных метров предназначаются в основномдля того, чтобы их рассматривать. Другие, те, что побольше, могутслужить и местом для неспешных прогулок.

Исторически сложилось так, что малые сады, какправило, располагались при храмах, монастырях и жилых домах. Благодаряособенностям японской архитектуры они составляли единое целое синтерьером. Стоило лишь раздвинуть стены-двери, и природа сама собойвтекала во внутреннее пространство помещений.

Большие ландшафтные сады в Японии также были тесносвязаны с архитектурой, однако в несколько ином ключе. Онипредназначены для того, чтобы наслаждаться их видом не просто состороны, не с одной определенной точки, например с террасы дома, апредполагают нахождение внутри сада, позволяющее ощущать его вокругсебя. Понятно, что и большой, и малый японские сады в условияхСеверо-Западного региона повторить в точности довольно проблематично.Однако попытаться создать уголок юго-восточной природы – задача вполнепосильная. Тем более если позволяет площадь.

Сугубо сухой пейзаж

Небольшое пространство, засыпанное белой морскойгалькой, на которой расставлены группы камней различной формы… Таквыглядит сад камней – одна из разновидностей традиционного японскогосада. Камни в нем обладают особой пластической выразительностью, а ихпропорции, формы, соотношение объемов, способы размещения впространстве, цвет и фактура определяют общую эстетику сада. Взаменпривычных садовых тропинок и растений на клумбах здесь имеет значениелишь строгий прямоугольник разровненного гравия, группы камней иоткрытые пространства. Камни же определяют и общую композицию: высотухолмов, размеры и очертания водоемов, выбор прочих выразительныхсредств.

Каких бы размеров ни был сад камней, войти в него впривычном смысле этого слова невозможно. Здесь следует именносозерцать; поэтому сад камней становится идеальным местом дляпогружения в себя, медитации, попыток по-новому увидеть окружающий мир,освободиться от пустого шума, избавиться от всего наносного и суетного.В Японии считается, что сад камней – это своего рода средство открытьисточник и силу человеческой сущности, которая, согласно учению дзен,уравновешенна, спокойна, искренна и способна смотреть на все в жизни сбезупречным самообладанием.

Чудеса постановки

Разумеется, подобный «микрокосмос» возникает неслучайно и не вдруг. В основе основ его лежит искусство расстановкикамней в саду, или сутэ-иси. Здесь не может быть ничего случайного, вкаждом элементе заключен свой строгий смысл, своя философия, свойподтекст. Камни следует подбирать строго по форме, цвету, фактуре, атакже по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, егостилю и сочетанию с прочими элементами ландшафта.

В классическом японском саду выделяется несколькоразновидностей камней – низкая вертикаль, плоский и лежачий – и из нихсоставляются основная и второстепенные группы. Доминантой композициисчитается главный выбранный камень. Как правило, самый большой. С двумяменьшими по размеру он образует своего рода тройственный союз, которыйсимволизирует триаду божеств в буддистском храме.

Искусство восточного сада, как известно, связано сидеалами буддизма, поэтому традиции его существуют с незапамятныхвремен. Неслучайно большинство существовавших некогда и сохранившихсядо наших дней садов находятся при монастырях. Те же, что создаютсясегодня, полностью отвечают классическим законам построения: камнипо-прежнему размещают по диагонали, параллельно или почти параллельнолинии главной части сада. Композиции элементов каждой группы камнейстремятся к схематическому изображению разностороннего треугольника, вкотором каждая сторона имеет строгое направление. В частности, длиннаясторона треугольника всегда должна быть обращена к фасаду дома.Впрочем, помимо глубоких знаний, без которых невозможно передатьистинный символический смысл японского сада, искусство дизайнеразаключается еще и в том, чтобы интуитивно почувствовать возможностикаждого отдельного камня, найти идеальное соотношение его в группе итем самым организовать новое пластическое пространство сада.

Что нам стоит сад построить

Чтобы насладиться садом камней, вовсе не обязательноехать в Японию. Для этого просто нужно создать сад у себя на участке,на террасе или, на худой конец, на подоконнике, в коробке. И сделатьэто вполне возможно.

Для начала необходимо тщательно отобрать камни длякомпозиций, рассортировав их по форме и размерам. В ландшафтном дизайнестоит обратить особое внимание на обветренные, «обточенные водой ивременем». С ними сад будет выглядеть правдоподобной имитацией старыхяпонских садов. Не меньшее значение имеют цвет и фактура камней. Вчисле особо популярных – морская, речная или озерная галька, гранит,кварциты, разные виды сланцев, серпентинит и другие. Что касаетсяместорасположения в саду, то для композиций из камней выбирают, какправило, самые эффектные места на участке, которые идеальнопросматриваются с разных точек. Памятуя о том, что символика истилизация остаются наиболее важными составляющими восточного садовогодизайна, необходимо заранее продумать, что, где и как будет в вашемсаду.

Существует масса способов создать выразительныйландшафт в японском стиле. Пожалуй, одной из наиболее интересныхкомпозиций может стать каменный ручей. Он, естественно, символизируетсобой реку жизни, в которой гладкие и блестящие камни искусно имитируюттекущую воду, а белые – пороги и водопады. Для условного изображенияповерхности воды также подойдет и дробленый в виде крошки камень, ипросто плоская крупная галька. Дополнительным декоративным элементомпослужит мостик через ручей, который несложно соорудить с помощьюкаменной плиты. Чтобы сухой ручей идеально напоминал собой пересыхающеегорное русло, ширина его в разных местах должна варьировать. Востальном устройство ручья не должно вызвать особых сложностей.Специалисты по ландшафтному дизайну рекомендуют подготовить вдоль всегорусла канавку глубиной 10–20 см и выстлать дно лутрасилом (специальнойландшафтной тканью), которая в дальнейшем избавит от необходимостиборьбы с сорняками. Остается выложить дно мелким камнем, и композицияготова!

Не менее эффектно будут выглядеть и «острова»,разбросанные в безбрежной глади «океана». Для такой стилизации лучшевсего подойдут ледниковые валуны разного диаметра. Кроме камней иречного песка можно использовать и белую мраморную крошку, котораявнесет цветовое разнообразие в общую картину. Не стоит упускать и такуюхарактерную для японского сада деталь, как каменный мостик. Он, какправило, делается из отдельно установленных камней, которыевыстраиваются затем в сплошную извилистую цепочку и удивительноорганично смотрятся на фоне «водной глади».

Надо сказать, что устройство японского сада –удовольствие не из дешевых. Стоимость одних только валунов, гранитныхглыб и прочих декоративных изысков составляет порядка 100–150 у. е. закубический метр. К этому необходимо прибавить транспортировку, услугидизайнера и прочие расходы. В итоге получается довольно кругленькаясумма, которую тем не менее можно сократить, несколькими способами. Вчастности, сделать упор не на создание групп из камней, а, например, наукладке камнем обычных садовых дорожек. Тем более что для Япониихарактерно совершенно особое отношение к мощению, которое безпреувеличения относят к разряду высокого искусства. И неудивительно,ведь узоры из камня, выложенные в саду, несут определенную смысловуюнагрузку. Так, например, круг считается символическим изображениемнеба, а квадрат – земли; рисунок, выложенный из треугольников, означаетзиму, а стилизованные на садовой дорожке цветы – весну и т. д. Вкачестве материала для мощения ландшафтные архитекторы рекомендуютцветную гальку и мелкий булыжник. Впрочем, принимать решение придетсявсе-таки самостоятельно, в зависимости от площади участка и,разумеется, финансовых возможностей.

Образ дерева

Когда разговор заходит о садах камней, нельзя невспомнить один из них, а именно – при монастыре Реандзи в Киото.Знаменитый сад представляет собой относительно небольшое прямоугольноепространство, с одной стороны которого расположена деревянная площадка.Отсюда посетитель может наблюдать удивительную картину, визуальнонапоминающую безбрежный океан. Песчаная поверхность его словнорасчесана гигантским гребнем. Борозды идут параллельно длинной сторонесада и образуют концентрические круги вокруг каждой каменной группы.Всего здесь можно насчитать 15 камней. Однако с любой точки садапосетитель всегда наблюдает лишь 14 из них. В Японии считается, что все15 камней может увидеть только духовно просветленный человек.

За столетия, прошедшие с момента создания сада,символику его объясняли по-разному. По наиболее распространеннойверсии, белая галька означала водную гладь, а камни, разбросанные наней, – японские острова. Существовало и мнение, что камни изображаюттигрицу с детенышами, плывущую по реке белого песка к ужасному дракону.Одно время полагали, что композиция сада представляет собой иероглиф«сердце» или «ум». Словом, в зависимости от внутреннего состояния исилы воображения зритель мог самостоятельно создать любой образ и какугодно трактовать раскинувшийся перед ним пейзаж.

Сегодня, по прошествию более чем пяти веков смомента создания сада, тайна дзенбуддистских монахов наконец-торазгадана. В результате компьютерного топографического анализа былоустановлено, что группы камней, кажущиеся столь беспорядочноразбросанными по саду, на самом деле образуют совершенно определенныйрисунок. Оказалось, что срединные оси сада составляют не что иное, какизображение дерева с ветвями! Невидимое человеческому глазу, оно растетиз храмового павильона, того самого, откуда традиция предписываласозерцать сад. Была ли такая расстановка сознательной или жерасположение камней выбрано интуитивно – кто знает? Хочется верить, чтодело в интуиции. Ведь это еще раз подтверждает, что просветленноесознание являет собой изначально гармоничную аксиому.


МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Мы не японцы. Я считаю, что не следует пытатьсяимитировать поверхностные проявления философии дзен-буддизма. «Разгадкасекретов» знаменитых исторических садов напоминают мне о спекуляцияхвокруг замечательных свойств египетских пирамид или о книжках серии«Фен-шуй для домохозяек».
Смотрите на жизнь проще. Общее у всех классических японских садов– не притянутый символизм (круг – небо, квадрат – земля), а чистый ипростой дизайн. Эта простота подчеркнута натуральными материалами,отмеченными печатью времени – посеревшими и растрескавшимися досками,заросших мхом и лишайниками каменными глыбами. Такой дизайн понимаетважность обязательного наличия пустоты, то есть не заполненного ничемфонового пространства. Так же важны и другие элементы хорошейкомпозиции – баланс и равновесие, ритм. Последний не является выбраннымпроизвольно декоративным элементом, а следует непосредственно изтехнологии строительства традиционного дома, в основе которого лежитнесущая тяжелую кровлю конструкция из бруса.

Алексей СКИБИН,
зам. генерального директора ООО «СпецПаркДизайн»

Чтобы создать ландшафт, который был бы гармоничным ирадовал хозяина круглый год, необходимо учесть много факторов: климат,рельеф, почву, гидрологические условия, конфигурацию участка,открывающийся вид, а также стиль построек и личностные особенности,приоритеты владельца участка. Кроме того, нельзя забывать, что зеленыенасаждения подвержены сезонным и временным изменениям. В течение годаландшафт меняется: по цвету, по степени затененности и т .п. В разныесезоны могут варьироваться открывающиеся виды, размер растений, ихвнешний вид, привлекательность. Понимать все это, помнить об этом,учитывать еще на стадии проектирования – может только специалист.Особенно это важно при создании сада в японском стиле, где должен бытьподчеркнут естественный ландшафт, в который гармонично вписан мирчеловека, вещи, окружающие его.
Современный дизайн предполагает не только строгое следованиекакому-либо определенному стилю, но и комбинирование, умелое, иногданеожиданное сочетание различных стилей.

Татьяна ЖУКАВСКАЯ,
специалист по связям с общественностью ООО «ВИСТА»


@темы: Япония, Ландшафтный дизайн