=[Элли]=

Тайные знаки природы


Жилище в Стране восходящего солнца призвано не отвлекатьсвоего обитателя от самого себя. Японский сад также сдержан илаконичен, но исподволь притягивает внимание для созерцания илюбования. Здесь каждая деталь наполнена смыслом.

Акварель за окном


Японский сад вовсе и не сад в нашем понимании. В отличие от нашихпалисадников отнести его к категории приусадебного хозяйства язык неповорачивается. Живопись - вот близкое к нему понятие. Это изящнаякартина - пейзаж, рисовать который учатся уже 1300 лет. И садовник ужене садовник, а художник сада. Вместо листа бумаги у него гладь озераили засыпанная галькой площадка, вместо пятен и размывов туши - камни,мхи и листва деревьев.



Многие сады в Японии созданы для созерцания их из дома, стеныкоторого, как мы знаем, легко превращаются в окна. Более масштабные, нопри этом не менее изящные сады создаются для размеренных прогулок идушевного отдыха. В любом случае японский сад - символическоеизображение природы, созданное по ее же законам с глубоким уважением кее бесконечной красоте и мудрости. Истоки такого трепетного отношениятаятся в японских религиях - дзен-буддизме и синтоизме. Они учат тому,что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком,помогает приблизиться к постижению смысла бытия. Ну и, конечно,островная жизнь учит любить то малое, что досталось. Впору и нампоучиться.

К сожалению, суровый климат не позволит нам воспроизвести копиюландшафта острова, а это главный принцип японского сада - создаваяобразы, брать за основу естественную картину природы. Особенно весело внаших условиях будет выполнять древний японский принцип заимствованногопейзажа (сяккэй). Все, что находится в отдалении (например гора),принимается во внимание при создании сада и используется как его частьдля достижения целостного образа. Оригинальный у нас получится образ,если мы будем подстраиваться под соседскую баню или высоковольтнуюлинию электропередачи, маячащую неподалеку.



Как говорила неунывающая героиня Натальи Гундаревой в фильме"Московские каникулы": "Ну, мы же не в Японии!" Поэтому придетсядовольствоваться доступной имитацией японского сада, которая тоже можетбыть вполне симпатичной, располагающей, а главное, выдержанной в стиле,если не забывать про главных героев: камни, воду и растения. Камниотождествляются со скалами, горами и островами. Декоративные прудикисимволизируют озеро или море, ручейки - горные реки. Композиции изнизкорослых растений повторяют лесные кущи. Плюс пару деталей - и можноприглашать друзей на вечер созерцания вашего сада.

Но это только на первый взгляд все так просто. Когда японский садготов, в нем сложно заблудиться, зато очень просто это получается приего создании. Здесь столько тонкостей и правил, появившихся еще в ХIв., когда в Японии был написан Сакутэйки -Трактат о садоводстве, что некаждый японец поймет. Для этого у них существуют специальные школы.Куда уж тут нам, не обремененным восточной мудростью? Во избежаниепутаницы познакомимся с главными героями и с их помощью попробуемразобраться в нюансах.



Группа испуганных кабанов


Камни - основа основ японского сада, "скелет" природы, символ светлогомужского начала Ян. С давних времен японцы считают, что места,окруженные камнями, чисты и надежны, потому что избираются ками (особопочитаемыми духами) для постоянного места обитания.

Обычно используют необработанные, покрытые мхом камни вулканическихпород - андезит, гранит, базальт, туф. Их оставляют на поверхности иличастично зарывают в землю, иногда наклонно. Камни японских садовусловно делятся на два вида: кадзари-иси (очень красивые) и сутэ-иси(мало привлекательные сами по себе, но необходимые для достижениязадуманного эффекта).

Эффект, хоть и выглядит иногда стихийно, действительно продуман домелочей, дабы не нарушить гармонию. Камни нельзя просто свалить в кучу.Располагают их в определенном порядке, да так, чтобы они выглядели как"свора вздремнувших собак" или "группа испуганных кабанов,разбегающихся в разные стороны". Сначала кладут один важный камень,затем следующий там, где он нужен, и так далее в нечетном количестве:три, пять, семь, девять. "Где он нужен", решает садовник, который прособак, кабанов и других представителей флоры и фауны знает непонаслышке. При этом форма, цвет, углы камней должны сочетаться.



Большой камень чаще всего делают доминантой сада, то есть ставят наглавное место. Определить его можно, условно разделив участок на девятьравных прямоугольников. Четыре центральных прямоугольника - силовые, наодной из них должен находиться камень. Это, конечно, не единственныйвариант, здесь могут быть водоем или дерево. По диагонали к главномуэлементу располагают второй элемент, он развивает идею первого. Вслучае с камнями напротив одного большого камня можно установить группупоменьше.

Важно определить основную точку обзора - откуда мы чаще всего будемлюбоваться садом. Камень устанавливают фасадом к этой точке, как можнодальше от нее, чтобы зрительно увеличить размеры сада. И от негоначинают "плясать". Участок сада делят на две части. Главную заполняютрастениями, а другую часть оставляют свободной для создания контраста.

Контраст - еще один принцип устройства японского сада. В композицияхчасто используются сочетания темных и светлых пятен. Здесь вы неувидите беспорядочной игры цвета. Просто два противостоящих друг другу.Например, лист красного клена осенью на спокойном зеленом фоне будетистинно японским элементом сада. Замечательным контрастом зеленому фонуможет стать голубоватый пруд или ручей. Если основы любви к природе уяпонцев заложены в религии, то любовь к контрастам зародилась вяпонской философии, основанной на соотношении двух противоположностей -Инь и Ян. Светлое мужское начало Ян, как мы выяснили, символизируют всаду камни. Темное женское начало Инь олицетворяет вода - "кровь"природы.



Море в песочнице


Вода как символ жизни и жизненной энергии обязательно присутствует вяпонском саду, это его характер и настроение. Водопад, ручей,резервуары с водой, шум дождевых капель по широким листьям - что-тоодно или все сразу.

Главное, чтобы был пруд с островами - это непременный атрибутяпонского сада. Как и весь сад, он должен иметь три плана обзора -передний, средний и дальний, в этих местах размещают скамейки ибеседки. Роль островов исполняют простые камни, а если пруд большой, токусочки суши. Согласно древним канонам, острова в водоеме должнынапоминать клочья тумана, то есть быть разной формы с изогнутымикраями. Если размеры позволяют, на одном острове оборудуют беседку,другой украшают фигурками журавля и черепахи. И здесь не обойтись безяпонской философии. Неторопливая и мудрая долгожительница черепахаолицетворяет женское начало Инь, устремленный в небо журавль, улетающийк богам, - мужское начало Ян. Особенность японского пруда, а вместе сним и ручьев - перекинутые через них мостики: изогнутые полукругом, каксимвол восходящего солнца, нарочито грубые, выполненные из камней,уложенных на дно потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящноповисшие над зеркалом воды. Единственное для них запретное место -райский остров в середине пруда, к нему не должно быть переправы.



В свой традиционный сад японцы перенесли и любимое водное творениеприроды - водопад. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы былслышен его шум. В руководствах описывается десять возможных формводопада. Цутай-оти (скользяще-падающий) бежит по поверхностиприлегающих скал. Нуно-оти (падающий, как полотно) напоминает тонкуюполотняную ткань. Ито-оти (падающий нитью) журчит тонкими струйками.Ката-оти (неровно падающий) стекает с одной стороны больше, чем сдругой. У саю-оти (падающий слева и справа) скала делит поток воды надве части. Тёку-оти (прямо падающий) падает прямо вниз без помех напути. Ёко-оти (боковое падение) течет с одной стороны. Струи мукаи-оти(падающий лицом друг к другу) обращены друг к другу. Поток ханарэ-оти(отторгнуто падающий) вынесен на некоторое расстояние от основноговодопада. Касанэ-оти (повторное падение) падает в различных местах илинесколькими ступенями. После этого небольшого урока японского языка мысмело можем обращаться к своему водопаду, например, так: "Здравствуй,Тёку-оти!".

Вода и в водопаде, и в пруду должна быть обязательно прозрачной итакой чистой, чтобы можно было увидеть красоту дна и его обитателей.Вода искажает цвета и изображения, превращая донную композицию в нечтосовершенно загадочное и таинственное. Оформляя дно пруда, лучшеиспользовать материалы ярких расцветок - чем ярче краски, теминтереснее будет созерцать водоем.

Иногда воду имитирует песок или мелкая галька. У нас, конечно, нетакое богатое воображение, как у японцев, чтобы в песочнице разглядетьозеро или даже море, но стиль есть стиль. Вернее, одно из проявленийстиля в японском саду с красивым названием карэсэнсуй (сухой пейзаж). ВXV в. так оформлялись пространства вокруг дзэн-буддийских храмов,выражая суровость и аскетизм философии дзэн, к которой в то времястремились. У нас это часто называют садом камней. Темно-серая галька,насыпанная неширокой полосой и украшенная по краям светло-желтым пескоми небольшими камнями, символизирует реку. Рассыпанный белый гравий, накотором расположены плоские камни, представляет собой море стаинственными островами. Имитацию волн делают специальными граблями,становится очень похоже на дюну в пустыне.



Зеленые иероглифы

Если японцы в мертвых камнях и обыкновенной воде видят столькопоэзии, что уж говорить о растениях. Они здесь - и декорации, и герои вразных лицах.

Гвоздь программы - мох. Он повсюду создает естественную фактуру иигру цвета и контрастирует с серыми камнями, которые постепеннозавоевывает. Часто ему разрешают оккупировать целую лужайку и тропинки,что символизирует надежность, защиту, материнскую любовь ипокровительство.

Здесь что ни растение, то символ. Плакучая ива - символ чистоты иженственности. Особенно почитаемый японцами клен — символ жизненноймудрости и тактичности. Сакура — священное для Японии дерево. Цветкивишни символизируют любовь, дружбу, верность и высокую духовность.Плющ, обвивающий ограды и статуи, - свидетельство искренности иверности идеалам. Обычно из таких символов выстраивают композицию,составляют фразу как из иероглифов. Например, сосна в окружениималеньких шаровидных самшитов символизирует благополучие и покой. Поотдельности сосна означает благородство, самшиты - долголетие.

Цветов в японском саду мало, присутствие разрешено только самымизящным. Часто в пруду разводят белые лилии, которые символизируютдушевную чистоту, преданность и бескорыстную любовь. Нежная камелия -символ печали, растет в саду как напоминание о тех, кого уже нет в этоммире. Жасмин олицетворяет собой откровенность и способствует дружескойбеседе, его часто сажают возле скамеек и беседок. Любимица японцев исимвол солнца - японская хризантема - в нашем климате приживаетсяплохо, но без нее нет традиционного колорита, поэтому у нас ее заменяюткорейской хризантемой. Зато у нас хорошо себя чувствуют привезенные изЯпонии хоста и астильбе.

Растения в японском саду должны образовывать группу, в то же времякаждое можно рассматривать со всех сторон самостоятельно. В композицииболее темные растения помещают на заднем плане, а светлые - напереднем, это создаст ощущение глубины пространства сада. Садраскрывается зрителю не только в пространственном объеме. В немодновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступьвремени. Недаром японцы оставляют в садах сухие отжившие деревья,которые соседствуют с молодыми, цветущими или плодоносящими. Поддеревьями - ветхие пни зарастают мхом и папоротниками, и тут же рядом -молодая поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественногохода жизни. Здесь не боятся старости, ее уважают. Сад для японца - этоуменьшенная модель мира, микрокосм, который кроме внешнего содержаниянаполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Поэтому созданиетакого сада - это долгий путь познания восточной мудрости.

Алена Кузнецова



@темы: Ландшафтный дизайн, Япония